Ранние признаки аутизма у детей

Ранние признаки аутизма у детей

03.04.2017 08:00

Аутизм – название для определенного состояния, нарушения психического развития ребенка. До сих пор идут споры о том, является ли аутизм заболеванием. Несмотря на эти неясности, все сходятся в одном: чем раньше начата коррекция изменений, проведение социальной адаптации, тем больше вероятности, что аутист вырастет приспособленным к жизни в социуме. Тем важнее вовремя распознать ранние признаки аутизма у детей в этой ситуации.

Специалисты в области психиатрии из Северной Америки, стран Европы отмечают быстрый рост встречаемости аутизма у детей за последние 40-50 лет. Одним из факторов такого роста можно объявить совершенствованием диагностики, большей информированностью и «настороженностью» родителей к странностям поведения малыша. Но все же тенденция налицо, и знать ранние признаки аутизма у детей необходимо. Цифры говорят сами за себя:

  • В семидесятые годы в США аутизм выявлялся с частотой 1/10 000;
  • В период 1990-2000 количество зарегистрированных случаев аутизма возросло и составило 1/250;
  • Теперь аутизм обнаруживают с частотой 1/88. При этом очевидны гендерные различия: мальчики страдают чаще (один случай на 52 ребенка мужского пола), а у девочек устанавливается один диагноз на 250 обследованных.

Общие признаки в поведении среди «детей дождя»:

  1. Нарушение коммуникативности (слабый интерес к общению, или его отсутствие – в том числе по отношению к родителям, неспособность к общению с ровесниками, новыми людьми;
  2. Характерные нарушения речи;
  3. Монотонность, компульсивные расстройства (многократное повторение слова или действия);
  4. Стереотипность, вплоть до неофобии (боязни всего нового);
  5. Сильная приверженность к привычному месту и режиму – их нарушение может вызвать неадекватную агрессию.

Ранние признаки аутизма у детей до одного года

Малыш может проявлять некоторые особенности поведения, которые способны посеять сомнения у любящих родителей о наличии у него аутизма:

  • Нарушения речевой активности: ребенок не гулит, если он начал произносить какие-то звуки, может выявляться монотонность в их произношении;
  • Нестандартность эмоционального контакта с родителями: с детьми-аутистами невозможно установить зрительный контакт, они не смотрят в глаза, крайне редко улыбаются и не отвечают на улыбки. Иногда появляются подозрения в нарушении у них зрения или слуха: малыши не реагируют никак на свое имя, голос родителей, не выделяют родителей среди окружающих людей. Родителям доставляет огромное огорчение их «неласковость», неподатливость ласкам и отсутствие интереса к тактильному контакту;
  • Странности обращения с игрушками: даже в таком раннем возрасте признаки аутизма у детей могут проявляться в неожиданных реакциях на игрушки (сильнейший испуг при деликатных звуках), отсутствие внимания к новым предметам, настойчивость и стереотипность в играх в какой-то одной игрушкой или предметом.

Не стоит преждевременно ставить диагноз, выявляя ранние признаки аутизма у детей - это слишком многоликое заболевание, чтобы его распознать по одному или двум признакам. Все эти особенности могут быть и у совершенно здоровых детей.

Ранние признаки аутизма у детей в период 1-3 года

Возраст, когда особенно активно идет становление речи, расширяются социальные контакты детей и формируются поведенческие стереотипы обостряет «нестандартность» ребенка с аутизмом, проявления становятся отчетливыми:

  • Проблемы с речью: определяются в задержке начала периода «разговорчивости», словарный запас ребенка намного меньше сверстников (порядка 15 слов к двум годам). Большая часть детей-аутистов могут вовсе не заговорить до 3-х лет. Те, кто осваивает этот навык, не комбинируют слова, не употребляют обращений и личных местоимений (я, ты, мы). О себе они говорят в третьем лице (Он пошел, он хочет есть). Характерны эхолалия (повтор услышанных где-то фраз, без повода), отсутствие желания применять речь для общения.
  • Проблемы с социализацией: К «холодности» по отношению к родителям могут присоединятся нежелание общения с ровесниками, детки-аутисты не умеют играть (из-за непонимания чужих эмоций, правил игры), испытывают сильнейшую тревогу в новой обстановке. Выход из «зоны комфорта» может приводить к неожиданной агрессии (в трети случаев она бывает направлена на самих себя).
  • Нестандартное обращение с игрушками: аутист попросту не знает, как с ними обращаться, так как есть определенные трудности с абстрактным мышлением и неспособностью к символическим действиям (он не может, например, «понарошку» мыть куклу или запускать ракету – способен только на копирование действий других). Также характерно пристрастие к одной и той же игрушке или предмету.

Признаки аутизма, в большей или меньшей степени могут встречаться у каждого здорового ребенка. Только специалисты (психиатр, невролог, педиатр, психолог с обязательным участием близких ребенка) способны определить наличие или отсутствие у него заболевания. Диагностика каждого случая, особенно в раннем возрасте – это сложный процесс - дети с признаками аутизма слишком разные (как по набору поведенческих признаков, так и по степени интеллектуального развития и социальной дезадаптации).